Падуанский университет
Итак, не найдя нормальный вход в Ботанический сад Падуи, мы пошли в направлении Университета, в котором нам не удалось побывать накануне. Кстати, Ботанический сад создали ученые университета.
Университет находится во дворце; не так уж часто такое бывает. Дворец носит название дель Бо, что означает по-венециански «бык» или «вол». Название, кажущееся романтичным, на самом деле весьма прозаично. Поблизости находились мясные лавки…
В подобных случаях всегда вспоминаю Поцелуев мост в Петербурге: никакой любовной истории, просто купец Поцелуев рядом жил. А впереди, в Венеции будет Мост вздохов – отнюдь не романтических, а вздохов осужденных из зала суда в тюрьму или на казнь.
Немного истории
Перед тем, как сюда в конце XV века переехал падуанский университет, здесь была гостиница «Под знаком вола»; на здании было изображение бычьей головы. Потом здание перестраивалось и расширялось.
А университет в городе появился раньше – в 1222 году, когда часть преподавателей Болонского университета, недовольных политикой властей Болоньи, перебрались сюда. Тогда в нем был только один факультет – юридический. Немного позже, под влиянием Петрарки прибавился актерский факультет.
Позднее количество изучаемых дисциплин росло. До тех пор, пока был занят Дворец Бо, отдельные кафедры (школы) университета были разбросаны по всему городу.
Ближе к концу XVI века в университете был построен первый в Европе Анатомический театр. Выглядел он по типу Колизея. В центре находился операционный стол, на котором производились демонстративные вскрытия трупов. Интересно то, что за этой процедурой наблюдали не только преподаватели и студенты-медики, но и горожане-зеваки.
На первом ряду сидели профессора и представители городской знати. На втором-третьем ряду – студенты медики, остальные три ряда занимали простые обыватели. Вход был платный, в зале звучала музыка, зрителям предлагались напитки.
И это при том, что вскрытия человеческого тела были тогда были официально запрещены! Поэтому было помещение под прозекторским столом, куда он мог быстро опуститься, если нагрянет святая инквизиция.
Университеты Болоньи и Падуи в средние века имели славу, сравнимую с Сорбонной. Получать образование здесь было престижно. Самым известным ученым, преподававшим в университете, был Галилео Галилей. Именно здесь он, с помощью изготовленного им телескопа, начал изучать спутники Юпитера.
Очень большой авторитет в Европе имел медицинский факультет. Его выпускниками были известные люди: Чезаре Ломброзо, россиянин Петр Постников, белорусский врач и писатель, первопечатник Франциск Скорина.
Экскурсия
Попасть внутрь можно только с экскурсией. Стоит она 5 или 6 евро, проводится каждые полтора часа, все сопровождение на итальянском и английском языках (поочередно). Фотографировать внутри нельзя.
Нам пришлось подождать около часа.
Во время экскурсии показывают два зала и вход в анатомический театр.
Зал Сорока украшен фресками «Знание и Дисциплина» Джулио Кардины (потолок) и 40 портретами выдающихся выпускников (стены). Рядом с залом сохранена кафедра Галилея. Выглядит она невзрачно: не очень хорошо сохранившееся скромное деревянное строение.
В Зале Ученого совета также немало картин, портретов.
Анатомический театр напомнил мне мой родной Ростовский медицинский институт. Там лекционный зал кафедры анатомии, сохранившейся с 1916 года (когда там обосновался медицинский факультет эвакуированного Варшавского университета) весьма похож на этот театр. Только у нас ряды для студентов расположены не кругом, а полукругом. Правда трупы на лекциях у нас не вскрывали; для этого есть анатомичка.
Стены здания снаружи и внутри украшены многочисленными гербами и знаками знатных студентов.
Честно говоря, экскурсия несколько испортила наше впечатление от палаццо дель Бо. Самим ходить нельзя, а толку-то от того, что мы вынуждены были слушать английскую речь. И денег жалко; в «карту Падова» дворец не входит…
Усталые и рассерженные, мы пошли по знакомым улицам к вокзалу. Но не могли не задержаться на мосту через красивую Бренту…
Прогулки по Падуе закончились. Правда, с Падуей мы не прощались: еще три дня мы приезжали сюда, чтобы отправиться в другие города – Верону, Венецию…
Я так понял, что к 1916 году образовательный процесс здорово продвинулся: трупы на лекции уже не таскали.
А экскурсия – это как всегда, сильно зависит от экскурсовода. Нам, наверное, повезло: тётя была очень эмоциональна. Так что понять можно было даже, когда она говорила по-итальянски.
В данном случае нас бы устроила возможность самостоятельного знакомства с университетом. Во многих питерских музеях есть возможность и самостоятельного хождения и участия в экскурсии; это правильно.
Это – яркая иллюстрация закона единства и борьбы противоположностей. Насколько мне известно, большинство музейщиков и рады бы открыть как можно больше для свободного доступа. Но есть объективные ограничения. И здесь трудно спорить. Одно дело Русский музей, изначально задумывавшийся как галерея, другое – Падуанский университет. Одно дело – фрески Дионисия, другое – Пушкинский музей, напичканный копиями и выставками Юдашкина (в подлиннике). А в Эрмитаже мы не можем увидеть и половины коллекции. Не сетовать же, что публику в запасники не пускают. Там и без публики проблем хватает.
Совсем иные чувства возникают, когда в великолепных (весьма немногочисленных) усадьбах, являющихся народным достоянием, размещаются санатории и пр. учреждения, принадлежащие всяким там УПДК и т.д. Там не то что с экскурсией по интерьерам, по парку не погуляешь. Разве что шлагбаумом да колючей проволокой полюбуешься.
По последней части Вашего комментария абсолютно с Вами согласен.
Первая же тема, как Вы правильно заметили, спорная. Вы правы, что в специально созданном музее значительно проще пускать свободно ходящих посетителей, чем в действующем университете. Но я уверен, что ВОЗМОЖНО для хорошего организатора. Если захотеть. Я просто думаю, что экскурсия — это дополнительный заработок для университета. И ничего плохого тут нет. Плохо, что НЕТ ВЫБОРА.
В Исаакиевском соборе можно ходить самому, а можно присесть на скамеечку и подождать начала экскурсии, которая проводится каждые 30 минут.
Мне, например, понравилось, как организовано посещение Капеллы Скровеньи.Там обязательна лекция перед «запуском» в Капеллу. Но тут у меня не возникает никакого протеста. Потом-то людей впускают и они самостоятельно знакомятся с фресками.Можно предварительно почитать о них. Можно послушать лекцию на английском.
А в Дворце Бо — экскурсия. А с экскурсией надо ходить обязательно. Но экскурсию желательно понимать. А ежели не понимаешь (у меня нет требований, чтобы мне рассказывали по-русски), то нечего и ходить с экскурсией.
Да, в общем, похоже, мы с Вами об одном говорим. А разница в восприятии – это нормально: мы же все разные люди. Отсутствием выбора мы за свою жизнь наелись по полной программе. Может быть, поэтому и воспринимаем некоторые вещи несколько иначе, чем те же европейцы: для нас это – БОЛЬНОЕ.
Да, для меня отсутствие выбора очень болезненно; сразу рождается протест.
Хотя есть места, куда нельзя пускать неорганизованных туристов бесконтрольно. Например, пещеры некоторые карстовые. Там надо соблюдать микроклимат, а когда бесконтрольные потоки шатаются, пещера гибнет.В Мраморную пещеру в Крыму пускают только с экскурсией. Но алчность новых владельцев делает свое дело. Когда я впервые посетил ее в 1990-ом, экскурсии проводились с перерывом в полчаса.И проводили их сами спелеологи. Через пару лет уже экскурсии наступали друг другу на пятки…
А в Долину привидений на Демерджи (тоже Крым) можно было попасть и с экскурсией и самостоятельно (если знаешь тропу). Когда наступила незалежность, тоже было можно, только надо заплатить некий сбор парням с бритыми затылками (экологический!?).
Да. В Италии очень много чего интересного. Там каждый предмет, скамейка или стена — история и антиквариат ))
Позабавило то, что на вскрытие трупов приходили зеваки, да при этом еще и напитки пили! Как видно, любителей острых ощущений хватает во все времена!
Ну, тогда же не было кинотеатров с попкорном…