Чемоданные курьезы

chemodanniye-kurjoziy

В Екатеринбурге

Мой дорогой читатель! Одно из двух: либо Вы с нетерпением ожидаете продолжения моих впечатлений о Падуе, либо Вам они уже немного надоели!

В первом случае я Вас слегка разочарую, во втором – обрадую. Сегодня статья на другую тему. А виновата в этом Татьяна Донскова – автор блога «Путешествуем с детьми». Она проводит  у себя конкурс «Что в вашем чемодане».

В конкурсной статье не обязательно писать о путешествиях с детьми; главное, чтобы была какая-нибудь «чемоданная история». И опять не обязательно, чтобы это был именно чемодан – любая история, так или иначе связанная с вещами, которые мы берем в путешествия. Сами почитайте условия

А у меня таких историй – пруд пруди. Так как же не поучаствовать?!

Путешествуйте налегке

Сейчас много полезных статей и сообщений на форумах, как брать в дорогу вещей, как можно меньше. Да и вообще ездить с одной ручной кладью. Это особенно оправдано в длительных поездках, где планируется много перемещаться; таскать с собой  чемоданы неудобно.

 

chemodanniye-kurjoziy

конкурсная статья на блоге «Едем!»

Бери больше, неси дальше

Я же расскажу историю о таких поездках, в которых участники стремились взять вещей, как можно больше, несмотря на то, что перемещаться приходилось очень много.  Даже брали с собой для этого специальные тачки.

Период конца 80-х – начала 90-х характерен тем что, с одной стороны, стали доступны загранпаспорта и зарубежные поездки, а с другой, было очень тяжелое положение в стране. На прилавках почти ничего не было, а либерализация цен 92-го и последующая галопирующая инфляция были почище случившегося позднее дефолта 98-го…  Я это поясняю потому, что не все двадцатипятилетние хорошо это знают.

Появились «челноки». Правда,  челнок челноку – рознь. Одни ехали, например,  в Турцию,  Сирию или Китай (позднее в Грецию) с деньгами, покупали там оптом кучу шмоток, чтобы продать их потом в России.

Другие накупали какого-нибудь барахла в России и везли его в страны беднее Турции – Румынию, Польшу; там продавали на базарах и везли обратно либо валюту, либо шмотки, купленные там.

На первом этапе вторых было больше.

Романтика дорожных приключений

И это была своеобразная романтика. Люди ехали, зачастую не имея обратных билетов («как получится»), жили,  в лучшем случае,  на квартирах, в худшем – ночевали на вокзалах. Их обирали рэкетиры и штрафовала местная полиция. А выгода получалась обычно небольшая…

chemodanniye-kurjoziy

В Белгороде

И я туда же

Но слухи о выгодности таких поездок быстро распространялись. Попался на эту удочку и я. Точнее, собралась ехать в Румынию моя жена, но я не разрешил ей мерзнуть на зимних базарах, решив пожертвовать собой.

Можно много и интересно рассказывать об этих поездках: за год я побывал в Польше 7 раз, причем, последний раз ездил уже руководителем группы.  И если мой читатель захочет, я как-нибудь разрожусь циклом польских рассказов. Но сейчас ограничусь повествованием о тех курьезах с огромным количеством багажа, которыми были богаты эти поездки.

Что везли туда

Везли электротовары, механические часы, индийскую зубную пасту, игрушки и всякую мелочевку. Например, в моем багаже обязательно были мухобойки и сырорезки.

Самым убойным товаром было спиртное; продавать его было очень выгодно. Но ввозить можно было не более литра. И только для личного употребления. А люди везли по 10 – 20 бутылок. Особенно был популярен голландский спирт «Royal» в литровых бутылках.

Провозить спиртное – это было в своем роде искусство; каждый имел свои секреты. Некоторые просто давали взятки таможенникам. Но с учетом того, что мы добирались из Ростова в Калининград на поездах (либо через Москву, либо через Минск), и приходилось преодолевать несколько таможен, давать взятки было накладно.

 

«Жадность фраера погубит!»

Расскажу об одном не очень опытном, но очень жадном челноке. Вез он очень много багажа; больше всех. Это само по себе привлекает внимание таможенников. Но у него было еще 10 или 20 бутылок водки (или спирта). На литовской таможне его уже хотели высаживать, но он уладил вопрос 20 долларами. В электричке из Калининграда, на выезде из России он решил сэкономить,  спрятав сумку со спиртным в туалете (ни с кем не посоветовавшись). А надо сказать, что таможенники первым делом осматривают тамбур и туалет.

-« Чья водка?» Ни чья… Значит, добыча таможенника!

 

«…А ну-ка покажи, а ну-ка покажи, а ну-ка покажи свой чемоданчик…» (строка из песни)

Я вез обычно не больше 4 бутылок — подарки пациентов. Я поступал просто. Со мной всегда был небольшой пионерский рюкзачок, с которым мои дети ездили в пионерлагеря. Был он весьма невзрачный, защитного цвета с вышитой фамилией.

Я клал на его дно какие-нибудь тряпки, ставил на них пару бутылок коньяка (другая пара была на виду в другой сумке)… А сверху в ужасном беспорядке бросал начатую буханку черного хлеба, консервы, носки, трусы, майки,  ложки,  еще какое-нибудь барахло. Таможеннику не доставляло удовольствия рыться во всем этом…

Объемы

Тогда были популярны большие, но легкие пластиковые клетчатые сумки. У меня такой не было. Жена сшила огромную тканевую сумку, в которую вмещалось ОЧЕНЬ МНОГО.

Частью моей товарной специализации были детские игрушки. Я обходил все универмаги Ростова и скупал все недорогие игрушки. Особой моей любовью были большие легкие модели самолетов (после сборки они летали!); они продавались только в одном магазине и я их скупал там все.

Когда таможенник на въезде в Калиниградскую область (из Литвы) видел эту мою сумку, наполненную игрушками,  он начинал задавать вопросы «кому я это везу и где я думаю жить в Калининграде» (мы не признавались, что поедем дальше в Польшу). Я естественно радовал его, что это все «подарки моим знакомым, у которых очень много детей». А жить я буду «на улице Ленина» (в каждом постсоветском городе есть такая улица).

На вокзале пограничного польского городка таможенник, смотря на меня, придавленного тяжелым рюкзаком и тащившего тачку с четырьмя сумками, злобно-иронично цедил сквозь зубы – «Турист!…».

Музыканты

В мою предпоследнюю поездку в нашей компании была молодая супружеская пара музыкантов филармонии. Были они совершенно неопытны, но планы имели наполеоновские.

Виктор (имя изменено) хотел купить в Польше подержанную машину из Германии. Для этого у него было 400 долларов, кроме того он собирался заработать за неделю поездки 1000 долларов (!), что было совершенным абсурдом. Еще  они везли на продажу отличный военно-полевой цейсовский бинокль.

А еще у них был тромбон, на котором Виктор собирался подработать на рынке!…

На таможне сотрудникам сразу не понравился тромбон: в его мундштуке содержится серебро. Но после того, как Виктор по просьбе таможенников сыграл на тромбоне, его пропустили. Но не пропустили цейсовский бинокль: оставили на таможне на хранение до возвращения.

Кстати, Виктор,  действительно,  играл на рынке, а я следил за коробкой для денег и отбивал ритм на другой коробке.  Один поляк посоветовал нам ехать в Гданьск, где проходил музыкальный фестиваль…

Уйму денег ребята не заработали и возвращались со своими нерастраченными 400 долларами. Таможенники в Польше устроили шмон, нашли у них эти деньги и запретили вывозить, так как они не были задекларированы при въезде. Пришлось им возвращаться в Польшу и тратить эти деньги… Полный абсурд и абсолютная невезуха!

Значение чемоданов

Большое количество сумок мешало на базаре. Уследить за ними было сложно, особенно когда вокруг сновали воры и дети. Дети заглядывали в сумки, видели спиртное и начинали шантажировать. –« У пана водка-спиритус, мы пойдем,  скажем полицейскому. Нам надо дать что-нибудь…»…

Чемоданы на вокзале использовались нами в качестве обеденного стола, а сумки – в качестве подушки.

chemodanniye-kurjoziy

А при посадке в общий вагон (где надо было занимать свободные места), мой рюкзак служил препятствием для других пассажиров при посадке. Я вставал так, что он становился поперек входа и мешал входящим, а мои одногруппники,  тем временем,  через другой вход занимали места…

Возвращение

Возвращаясь обратно и слушая из вагонных динамиков хит того времени «А два кусочека колбаски,  да у тебя лежали на столе, а ты рассказывал мне сказки…», проклинали тяготы состоявшейся поездки… и планировали следующую.

Вспоминаю вечер 31 декабря 92 года. Только что возвратившись из Польши, за 4 часа до Нового года,  я качу свою тачку с сумками с наполовину нераспроданным товаром по горе на площади Стачки – домой.

Я еще не знал в тот момент,  что следующая поездка через три недели…

Здесь я ищу билеты, отели, горящие туры и экскурсии:


Комментарии к теме: “Чемоданные курьезы”

  1. avatar Татьяна:

    Очень-очень Вы меня повеселили, Николай! Я хорошо помню эту «челночную» эпопею. Спасибо за такой красочный и эмоциональный рассказ.

  2. avatar Ольга Коновалова:

    Коля, спасибо огромное! С утра поднял настроение, смеялась от души, особенно про спиртное!
    Замечательная статья! Желаю победы!

  3. avatar Марина:

    Ох, как пахнуло 90ми! Как вспомню, так вздрогну! Но есть в этом времени и что-то романтическое…

  4. avatar Елена Картавцева:

    Как всегда, интересный рассказ! Я лично в поездках челночных не принимала участия, так как как раз в начале 90-х начались проблемы со здоровьем, дома двое малолетних детей без наличия уже отца, так что только оставалось слушать те ужасы, которые рассказывали те, кто мотался на рынки за кордон.
    У вас,Николай, огромный опыт поездок, как я вижу, начался уже давно и их вы вспоминаете с улыбкой, а ведь порой было не до смеха!
    Желаю вам очередной победы в конкурсе!!!

  5. avatar юлия:

    Дальневосточники ездили в Китай челноками, даже моя мама, научный сотрудник, поучаствовала один раз. Сейчас об этом вспоминают с улыбкой

    • avatar Николай Романов:

      А в нашей команде ездили психологи, музыканты, дирижеры, кандидат технических наук и другие неординарные специалисты…

      • avatar Ольга:

        У меня мама — врач, так же, как и вы, Николай. И она один раз тоже участвовала в челночной поездке в Румынию. Помню, я тоже удивлялась, какой хлам она везла туда 🙂 Зато обратно попривозила немало вещей. Вот только больше не захотела ехать — очень уж тяжелый это был труд.

  6. avatar ILYA:

    Я вожу с собой сумку, чтобы не сдавать в багаж. Зарегился дома на рейс и полетел. А там не ждешь, сразу на автобус. Очень удобно.

  7. avatar Елена Метелева:

    Николай, великолепный рассказ!! Конечно, я помню это время, хотя сама челноком не была… В те годы мой брат в компании друзей проехали полЕвропы, чтобы купить подержанные автомобили в Германии. Они успели побывать и в Париже, и в Польше, и он на купленной машине проехал обратно в Россию, ещё не имея прав! сейчас это как сказка слышится… Помню огромные и несуразные рынки в Питере, заполонившие все свободные пустыри… Сейчас все выглядит гораздо более прилично, прошли те времена!
    Я думаю, что на «челночную» тему у вас получилась бы прекрасная книга, ведь об этом периоде многие стараются просто забыть!

    • avatar Николай Романов:

      Ну, это Вы уж перегнули: книги пишут писатели, а я всего лишь вебрайтер. То есть пишу статьи для интернет-ресурсов. А электронные книги, которые в массовом масштабе пишут инфобизнесмены — это не книги; это инфоматериалы.
      Просто можно серию статей написать, если у читателей будет интерес.

  8. avatar Валентина:

    Какая у вас хорошая статья получилась — веселая. И картинки подобрали удачные! Вашу статью можно много раз читать и улыбаться!

НАВЕРХ
Подобрать отель для отдыха
Заказать лучшую экскурсию
Забронировать горящий тур
Спросить и предложить