Почему не стоит посещать племя каренов в Таиланде
Я всегда думал, что деревня длинношеих женщин из племени каренов в Таиланде - это нечто необычное. Лично у меня поселение женщин-жирафов изначально вызывало как неподдельный интерес, так и некое неприятие. Но посетив деревню «The Long Neck Village» я убедился, что это место лежит на границе стандартного туризма и торговли человеческим достоинством. Нет, я не против того, чтобы карены и тайское правительство продолжали зарабатывать на туристах, посещающих север Таиланда, но кое-что в этой «деревне» меня совсем не устраивает.
Почему меня заинтересовала деревня племени каренов
У абсолютного большинства людей страна Таиланд устойчиво ассоциируется с бесконечными пляжами, морем, пальмами, запахом еды, массажем и разнообразными рынками. И совсем немногие знают, что существует другой Таиланд, живущий совсем иной жизнью.
Поколесив по многим туристическим местам, таким как Бангкок, Самуи, Пхукет, Паттайя и их окрестностям, вдоволь насытившись беззаботным экскурсионным и пляжным времяпровождением, мы запланировали поездку на север Таиланда.
И вот уже ничто не напоминает о Таиланде в его традиционном туристическом представлении. Мы погружаемся в колыбель тайской цивилизации: живописные горные пейзажи, непроходимые тропические леса, древние города и сразу ощущаем контраст с Бангкоком, курортным побережьем и раскрученными островами.
Я хотел увидеть «The Long Neck Village» не потому, что я энтузиаст крайностей, а потому, что меня интересуют места, которые считаются достойными для посещения среди «гуру» путешествий. Вот что я читал на многих интернет ресурсах о туризме и путешествиях:
...«Находясь в Таиланде, вы не можете этого не увидеть», «это удивительно», «эта поездка и личное знакомство с бытом таинственного племени вас просто очарует» и так далее, что-то в этом роде...
По правде сказать, я знал, что существуют два противоположных мнения об этом месте. Одни хвалят, а другие, и их меньшинство, - критикуют. Но я не хотел преждевременно формировать своё мнение. Я хотел составить его лично, а так же окончательно для себя решить что же эта за «деревня».
И так, я знал, что в «деревне» жили женщины из исчезающего племени каренов. Так же я знал, что в наше время поселения диких племен, не затронутые прогрессом цивилизации, встречаются редко. А если что-то отклоняется от нормы, является немного странным и нетрадиционным, то в наше время его обычно отгораживают стеной, превращают в коммерческий продукт и получают из этого деньги.
Прибытие в деревню каренов и первые впечатления
Не шок, но всё же... Деревня длинных шей выглядела совсем не так, как я себе её представлял. Я думал, что это будет какое-никакое, но реальное поселение. Я представлял себе скопление бамбуковых хижин, жители которых ведут обычную сельскую жизнь: что-то выращивают, собирают, разводят животных, ткут, в общем ведут простую жизнь людей, далёких от современной городской цивилизации.
Ну а мы, туристы, в свою очередь сможем побродить по их поселению и, если немного повезёт, понаблюдать, как кто-то из них доит корову или поливает саженцы на огороде. Может быть к вечеру, они будут сидеть в кругу, покуривать свои каренские трубки и рассказывать невероятные истории о судьбе своих великих предков. Вы уже представляете это место, как и я?
Мы прибыли на место на микроавтобусе. Наш водитель-таец высадил нас возле бетонных туалетов и фруктовых лавок. Мы направились к деревне. Чтобы войти на её территорию, мы заплатили по 300 бат. После уплаты «пошлины» мы сразу попали на ряды лотков и палаток, заставленных статуэтками женщин с обручами на шее, браслетов с ремешками, народных шляп, платьев, брюк и другой ненужной ерунды, которую мы видим на улицах Таиланда каждый день.
Всё тот же водитель-таец ввёл нас в курс дела, рассказав короткую историю о том, где и почему можно встретить последних живых представителей племени каренов.
...«Когда-то, - начал он с учёной ноткой в голосе, они жили в близлежащих районах соседнего с Королевством Таиланд государства - Бирмы. Потом, спасаясь от многочисленных конфликтов и сопутствующей бедности, они перебрались в джунгли на севере Таиланда. Со временем карены постепенно передвигались в сторону поселений тайцев. Их жизнь была тяжела и трудна. Теперь они живут тем, что люди могут видеть их традиционный уклад жизни», - продолжил он, вытаскивая грязь из-под ногтя.. «Если вы хотите внести свой вклад в поддержание культуры и традиций малочисленного древнего племени, вы можете купить сувенир ручной работы, - добавил он, указав рукой на лотки с местной продукцией...
На этом его повествование не закончилось. Далее он просветил нас о причинах появления этой странной на взгляд не только европейца, но и самих тайцев культурной традиции.
Кстати, позже прочёл интересную на мой взгляд информацию. Карены (Pwa Ka Nyaw Po) - одно из самых многочисленных горных племен в Юго-Восточной Азии. В Таиланде, по различным источникам, их насчитывается от 300 до 400 тысяч человек.
Карены более интегрированы в жизнь Таиланда, чем другие обособленные племена, поскольку их культура и образ жизни не так далеки от тайского уклада жизни, как в большинстве других племён. У каренов есть не только свой язык, но и его диалекты.
Зачем женщины племени каренов носят кольца на шее?
Наш водитель поднял одно из колец, какие носят на шее местные женщины, и рассказал историю их появления. Если сказать более точно, то не историю, а легенду и не одну а целых четыре.
Четыре версии появления традиции ношения нашейных латунных колец:
- Первая легенда говорит нам о том, что кольца-обручи являются своеобразной защитой от тигров, который в стародавние времена в огромном количество водились в джунглях Бирмы;
- Вторая легенда гласит, что причиной появления этой традиции стала банальная ревность мужчин племени. Они заставляли своих женщин носить кольца, чтобы лишить их привлекательности;
- Третья легенда говорит нам о том, что «ошейник» гарантировал мужчинам верность их жён. Если муж узнавал о неверности жены, то он снимал её кольца-обручи, что приводило к смерти. Ведь неестественно вытянутая шея не могла выдержать вес головы;
- Четвёртая легенда абсолютная противоположность второй. Речь не идёт об анатомических аномалия или скрытых генных мутациях. Просто среди жителей племени считается что длинная шея - это по настоящему красиво.
Я не знаю, какая из этих легенд более надежная, хотя сам склоняюсь к последнему варианту. Зато я знаю, что кольца-обручи довольно тяжелые. Я держал одно такое колечко в своих руках. Общий вес таких колец на конкретной женщине может превышать 5 кг. Кто-то заявляет что общий вес колец может достигать 10 кг и даже больше, но по моим субъективным впечатлениям это явные сказки.
Говорят, что раньше эти кольца были несъёмные. В них ели, спали, мылись, готовили еду и делали всю повседневную работу. Не знаю, правда это или нет. Возможно так и было. Однако в наше время кольца однозначно можно снимать!
...«Вот в принципе и всё» - с чувством выполненного долга подытожил свой не особо обстоятельный рассказ таец. «20 минут достаточно? Покупаем, фотографируем и встречаемся у машины»...
Следуя указаниям мы пошли бродить по «деревне», разглядывая однотипные сувениры-безделушки на многочисленных товарных лотках.
Продолжение экскурсии в деревне «племени жирафов»
Пройдя около 20 метров я остановился и невольно огляделся. Я всё ещё ждал входа в деревню из этого «вестибюля», но вдруг понял, что другой деревни здесь точно не будет. Ряды перегруженных товаром лотков - это то, что я заплатил за 300 бат. Очередной обман туристов в Таиланде, подумал я.
Пройдя немного вперёд я почти не поверил своим глазам. Вот они - женщины с длинными шеями. Они сидели, и как бы занимались своими делами, кто-то просто ждал покупателей, кто-то ткал на небольшом примитивном станочке (вроде как шёлк), кто-то просто сидел и улыбался или не улыбался.
Как только я приблизился, держа фотоаппарат в руке, они выгнулись в спинах, вытянули шеи и застыли в похожих искусственных позах... как дрессированные. Как будто за каждую последующую позу их ждала награда. Это даже напугало меня. Я чувствовал себя крайне неуютно, но все же фотографировал.
Однако неприятная мысль, что я попал в «человеческий зоопарк», засела у меня в голове и не хотела оттуда уходить. Мне почему-то стало стыдно.
Кричащий мальчик и обиженные туристы
Из этого внутреннего состояния укоризненного застоя меня вывел истерический крик ребенка. Какая-то англоговорящая пара настойчиво приставляла камеру почти вплотную к лицу мальчика, явно желая заполучить идеальный снимок.
Я подошел ближе, а расстроенный таким навязчивым вниманием мальчик не умолкал, указывая пальцем на их озадаченные ситуацией лица. В конце концов, они сдались и ушли. На их лицах явно читались обида и непонимание с признаками отвращения, как будто собака, которую они пытались погладить, зарычала на них.
Я осознал всё то, что я только что увидел, и мне стало просто противно. Где начинается и где заканчивается граница личного пространства местных «жителей»? И как далеко я, как турист, имею право зайти?
Театр кукол с золотыми шеями
Стоит повнимательней оглядеться по сторонам, и становится ясно - никакая это не деревня. Если вы вдруг захотите увидеть, как живут карены на самом деле, их быт и повседневную жизнь, то вам это вряд ли удастся.
Да, конечно, если побродить подольше, то можно увидеть дома, где временно живут «местные». Однако праздничные национальные наряды, улыбки, показная приветливость только подтверждают, что всё это один большой театр для туристов. Большинство из женщин пва-ка-ньо-по приезжают сюда словно нефтяники на вахту, работа у них такая, а затем снова уезжают домой, в свою настоящую деревню. В деревню, в которую никого не возят на экскурсии.
Эти люди участвуют в этом цирке, в этом театре кукол с золотыми шеями и относятся к нему просто как к образу жизни. Думается кто-то выбрал для них такой образ жизни. Теперь они продают свою личную жизнь за 300 бат и пожертвования щедрых туристов, которые решают купить у них что-то в обмен на фотографию в заученной позе.
В общем, если шеи у них самые, что ни на есть, настоящие, то всё остальное, на мой взгляд, всего лишь грустный спектакль.
Чтобы увидеть настоящую деревню племени каренов, встретить людей, постоянно живущих в ней, вам придется отправиться в непростой поход и не на один день. Вам обязательно нужен проводник, который знает местные реалии и язык. Часто это человек из данного племени, который говорит на английском, тайском и пва-ка-ньо-по. Кроме того, деревни нередко расположены в труднодоступных районах далеко от Чиангмая, поэтому там легко заблудиться. Кроме того, нельзя точно знать, как нас примут местные жители.
P.S. На счёт шей женщин из племени «жирафов» то же не совсем правда. Ношение колец не удлиняет шею физически, это всего лишь оптический обман, вызванный опусканием ключиц и деформацией грудной клетки. Неверно и то, что ношение обручей настолько ослабляет шею, что после их снятия женщина обречена на перелом шейного отдела позвоночника.
Вот, наверное и всё. Теперь, надеюсь, вы понимаете почему я не советую ездить с экскурсией в деревню племени каренов...
Не знаю согласны ли с моей позицией другие туристы посетившие это или подобное ему место, но для полноты картины предлагаю посмотреть короткое видео о его посещении.