Ват Ронг Кхун - Белый храм в Таиланде
Несмотря на наличие нескольких музеев и храмов я не считаю город Чианграй на севере Таиланда каким-то сверх привлекательным экскурсионным местом для путешественников. Однако он является отличной коммуникационной развязкой и отправной точкой для посещения близлежащих достопримечательностей. Так же несомненно, самой известной достопримечательностью города является храм Ват Ронг Кхун, более известный как Белый Храм Таиланда.
Самостоятельная экскурсия в Белый храм в Чианграе
Мы приехали в Чианграй из Чиангмая на автобусе. Как попасть в Чиангмай и в принципе в Таиланд можно посмотреть здесь. Различные варианты туров на любой "вкус и цвет" позволят подобрать оптимальное предложение по приемлимой цене. На этот раз мы решили шикануть и позволили себе улучшенную версию автобуса. Во время поездки мы даже получили воду и пирожные. В этих комфортных условиях через 3 часа мы прибыли в старый автобусный терминал Чианграя (Old Bus Station или по-другому Bus Terminal 1), откуда позже через день отправились в Ват Ронг Кхун, широко известный как Белый Храм.
Это наиболее известный храм во всем городе и окрестностях. Некоторые говорят, что он самый красивый в Таиланде, но я всё-таки не совсем согласен с этим. Хотя бесспорно - это самый оригинальный храм Таиланда, который производит неизгладимое впечатление.
Уже на подходе к храму мы получаем наглядное предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкоголя и курения. Такой прямолинейный подход к объяснению распространённых проблем современного общества абсолютно в духе буддизма.
Головы лиц, непонятных для меня национальностей, развешены на близстоящих деревьях. Учитывая отсутствие даже минимальной симпатии к этим лицам, а так же общий символизм храмового комплекса, смею предположить, что эти головы символизируют почивших от чрезмерных возлияний и никотина.
Белый храм: описание. Сначала чуть-чуть общей информации о храме. Идея создания Ват Ронг Кхун или Белого Храма и работа по её воплощению принадлежит тайскому художнику, меценату и миллионеру Чалермчаю Коситпипату (Chalermchaia Kositpipat). Сам он когда-то подчеркнул, что Ват Ронг Кхун должен быть не только делом его жизни, но и гарантировать его бессмертие.
...«Смерть может остановить мою личную мечту, но она не может остановить мой проект. Не будет меня , храм всё равно расцветёт в своём божественном великолепии»...
По всем меркам строительство храма началось совсем недавно, только в 1997 году, а его завершение планируется примерно к 2070 году. Нужно сказать, что землетрясение в мае 2014 года потрепало весь комплекс. И даже архитектурный бетон, созданный по специально разработанным рецептам, не спас его от серьёзных повреждений.
По началу, как говорят, мистер Чалермчай даже руки опустил. Но потом собрался с силами и не только восстановил разрушенное. но и продолжил своё дело.
Как говорится народ должен знать своего героя в лицо, поэтому встречайте - Чалермчай Коситпипат собственной персоной (естественно не лично, а в виде полноразмерного изображения).
Почти каждая деталь в комплексе Ват Ронг Кхун удивляет и поражает. По сути, если вникнуть, то весь Белый храм основан на глубокой символике. Белый цвет, столь характерный для этого места, должен быть отражением чистоты и мудрости Будды.
Территория комплекса изобилует скульптурами неизвестных мне сказочных персонажей. Выполнены эти скульптуры с той же тщательностью в деталях, как и все здания относящиеся к комплексу Ват Ронг Кхун.
Все скульптуры на территории и зданиях индивидуальны и существуют в единственном экземпляре. Если интересно, то можете сравнить их с фигурами в Магическом саду Будды на Самуи фермера Нима Тхонгсука.
За главным зданием находится крематорий, недоступный для посетителей. Напомню, что в буддизме смерть - это переход из этой жизни в следующую. Цикл смерти и возрождения может закончиться только просветлением.
После смерти человек не умирает, а воплощается в одном из шести созданий. Состояние, в котором он возрождается, зависит от хороших и плохих поступков умершего в жизни и накопленных заслуг, в общем от кармы.
Как и во многих других местах Таиланда, местный пруд не пустует. Причём рыбки, живущие в этом пруду, поражают не только своим количеством и размерами, но и манерой питаться.
Мне было не совсем привычно наблюдать такой способ кормления, хотя понятно, что всё это дело времени.
Мост страданий и перерождения
Чтобы добраться до основной части этого удивительного места, нужно перейти мост. Это символический путь через ад в рай. Вступая на дорогу к храму, первое, что мы видим - это лес бело-серых рук, протянутых к нам.
Невольно обращаешь внимание на окрашенные в красный цвет ногти на руке женщины-грешницы. Мне лично представляется это символом земных искушений и желаний, которые могут отвлечь человека от пути ведущего к спасению.
Страшные человеческие черепа, части скелета, челюсти, зубы и скрученные в агонии руки изображают то, что грешников ждет после смерти - вечные мучения и пытки, одним словом настоящий ад.
Вся эта инсталляция продумана досконально и в мельчайших деталях. Здесь можно стоять, смотреть и размышлять не один час, находя всё новые нюансы и подробности немного жутковатой картины.
Отдельные типажи этой загробной инсталляции напомнили мне некоторых членов команды Летучего Голландца из популярного кинофильма «Пираты Карибского моря». Например, того же Прихлопа Билла Тёрнера.
От задумчивого созерцания сцен жизни из ада отвлекает настойчивая просьба работников комплекса не задерживаться на мосту и продолжать движение.
Путь к главному храму и неожиданные росписи
Пройдя инсталляцию с грешниками мы попадаем на участок, который является символом возрождения и перерождения. Высокие клыки - это уста индуистского демона Раху. Того самого Раху, который имеет гнусную привычку периодически проглатывать Солнце или Луну. Позже он их выплёвывает, но именно в такие моменты происходят лунные и солнечные затмения.
На входе нас «торжественно» встречают два исполина, которые охраняют ворота в Рай. Это демоны самого Раху и именно они контролируют жизнь и смерть человека.
Когда мы заканчиваем наш путь по мосту и проходим сквозь небесные врата, то прямиком попадаем в обитель Будды. Если говорить более знакомыми для большинства понятиями и категориями, то попадаем мы прямо в рай.
Внутри храма любая съёмка запрещена, хотя многие туристы умудряются сделать несколько снимков несмотря на присутствие охраны.
Скажу на словах с одним только фото (оно не моё), что интерьер Белого храма может удивить еще больше чем сказочные фигуры на его территории. В дополнение к вездесущим изображениям Будды, на стенах есть картины, изображающие сцены из жизни вымышленных героев кинофильмов и мультфильмов.
Здесь, среди прочих, есть и Супермен и Бэтмен и Нео из «Матрицы». С удивлением обнаружил маленького Пикачу и Панду из мультфильма «Кунг-фу Панда».
Именно такие вкрапления элементов современного кинематографа, вызвали резкую критику храма, со стороны руководства страны, монахов и некоторых местных художников. По их мнению, эта символическая концепция не имеет ничего общего с тайской культурой и разрушила ее «чистый» образ.
Однако это ни как не отразилось на интересе туристов, которые приезжают сюда со всего мира, чтобы насладится удивительной атмосферой Ват Ронг Кхун.
Выйдя из здания храма, вновь окидываю взглядом всю территорию комплекса и понимаю, что не прочь прогуляться по уже знакомым местам ещё разочек, но более тщательно.
Странный золотой дворец и воздушная беседка
Золотое здание выделяется среди лучезарной белизны комплекса. Можно подумать, что там находится что-то очень ценное, а это всего лишь туалет. Чтобы понять суть этой задумки, нам нужно вновь обратиться к буддийской символике.
В буддизме золотой цвет кроме бессмертия, богатства, власти и ещё ряда определений означает сосредоточенное на желаниях временного мира, в отличии от белого, который символизирует разум.
До недавнего времени, чтобы войти в этот туалет, вы должны были снять обувь, сейчас делать этого больше не требуется. Поверьте на слово, что здание также удивляет своим великолепием внутри.
На мой взгляд нереально красива и просто воздушна беседка с небольшой, наполненной водой, чашей внутри. Своими очертаниями она мне напомнила сказочный шлем древних воителей Сиама.
Далее про стол и листики. За этим столом посетители подписывают послания на специальных листиках. Со временем сам стол стал своеобразным живым символом и достопримечательностью. Тысячи автографов отпечатались на его поверхности.
Работы строителей отделочников, художников и реставраторов не прекращаются ни на минуту. Кстати, и в самом главном здании отдельные фрагменты росписи претерпели изменения - на них появились новые герои.
Чалермчай Коситпипат хоть и официальный миллионер, но такое грандиозное творение требует значительных и постоянных денежных вливаний. Вы можете поучаствовать в строительстве если купите интересную для вас картину в выставочном зале.
Что ещё интересного я заметил. Скульптуры, но не те сказочные из эпоса, которые я показывал выше, а другие. Каких персонажей только не найдёшь на территории комплекса. Вот например фото ниже. Для тех кто не узнал, напомню. Это «Тёмный принц боли», он же бывший капитан британских войск Эллиот Спенсер из фильма «Восставший из ада».
Ну а ниже знаменитый Хищник, он же охотник, из одноименного боевика, отснятого Джоном Мактирнаном по сценарию братьев Томас.
Смысловая нагрузка комплекса чувствуется в каждой детали, даже в оградительных столбиках. На мой взгляд очень удачный дизайн у этих столбиков. Сомнений в их назначении не остаётся ни у кого.
Пожалуй всё, на этом экскурсию в «White Temple» можно считать законченной. Мне лично она понравилась. Считаю что провели этот день совсем не зря и это место Ватронгкхун несомненно останется в моей памяти навсегда. Но пора «домой». Мы вышли на дорогу и указатель показал нам, что до Чианграя всего каких-то 13 километров.
Через 15 минут мы поймали проходящий автобус. Всю дорогу я любовался северными просторами и тёплыми пейзажами, а перед глазами стояли скрюченные пальцы рук грешников протянутые в немом обращении к нам, к живым.
Полезная информация для самостоятельных путешественников
Закончив обзорную часть нашей самостоятельной экскурсии обязательно дополняю статью конкретной информацией, которая надеюсь кому-то поможет в организации самостоятельного путешествия.
Где находится Ват Ронг Кхун и как туда добраться
Официальный адрес храма: 60 หมู่ที่ 1 Phahonyothin Rd, Pa O Don Chai, Mueang Chiang Rai District, Чианграй 57000, Thailand
Расположение храма: «White Temple» располагается недалеко от города Чианг Рай на севере Королевства Таиланд. Обычно от этого города и строится большинство маршрутов до храмового комплекса. Расстояние от города по маршруту составляет чуть более 13 километров. Белый храм в Тайланде на карте ниже.
Если вы остановились в самом Чианграе, то оптимальным будет отправление с автовокзала расположенного в центре города, недалеко от ночного базара (та самая Old Bus Station).
Конечно, как всегда и везде до нужного нам места можно добраться заказав такси или поймав тук тук. Однако 300 бат в час с ожиданием значительно перевешивают стоимость проезда на автобусе в 20 бат в один конец. Нужный автобус найти легко по весьма заметному баннеру.
Расписание автобусов с автовокзала Чианграя до Белого Храма
- Ранним утром: 06:15 - 07:10 - 08:10 - 09:10.
- С 10:00 до 14:00 автобус ходит каждые 30 минут.
- Днём: 14:35 - 15:10 - 15:45 - 16:20 - 17:00
Стоимость поездки составляет 20 бат в одну сторону, а её продолжительность около 20 минут.
Правила посещения храмового комплекса
Время посещения: с 07:00 до 17:00 - 18.00 ежедневно;
Стоимость посещения: 50 бат;
Правила одежды: плечи и колени должны быть закрыты. При входе в храм, как и всегда, обувь должна быть снята.
Фотографирование внутри главного здания комплекса запрещено. Я не говорю, что это технически не возможно. Но на мой взгляд наклейка «фото запрещено» на стеклянной двери дорогого бутика и то же самое предупреждение в стенах храма немного разные вещи.
Да... и ещё одно. Я говорил, что детище архитектора и художника Чалермчая подвергалось нападкам за включение элементов и героев западной культуры. Кто-то может решить, что это просто китч или способ привлечь туристов, но нет! Для меня суть этого послания в другом и я понимаю его так:
...«Мы живем в мире, полном боли и страданий, наши слабости, внутренние демоны и страхи не позволяют нам найти путь к счастью. Супергерои и западная культура не могут нам помочь, потому что клубок проблем только растёт с каждым годом, а Западный мир не может его распутать... И только обращение к учению Будды - это путь к миру, гармонии и счастью»...
Согласны ли вы с моей оценкой творения мастера Чалермчая или нет пишите ниже в комментариях. Но прежде посмотрите короткий видео ролик об этом удивительном, с моей точки зрения, месте Таиланда - храме Ватронгкхун.